Дисциплины

Спортивная гимнастика

Гимнастика… Это слово в наше время ассоциируется с вечной силой молодости и убеленными временем сединами глубокой старины. Она возникла как вид физического искусства еще в древней Элладе, угасла во времена развала Римской Империи, и родилась заново, будто феникс, возродившийся из своего пепла, в эпоху Ренессанса. В современном мире она расцвела, и, положив основу огромному количеству физических дисциплин, стала подспорьем в воспитании человека богатого духовно и сильного телесно.
Гимнастика… Когда мы слышим это слово в нашем мозгу появляются образы мускулистых крепко сложенных атлетов древней Греции, изваяния которых, выйдя из под резцов древних скульпторов, дожили до наших дней. Эдакие бравые молодцы, запечатленные в момент работы на спортивном снаряде. Возникают в голове образы и современных спортсменов, участвующих в соревнованиях. Они проделывают головокружительные трюки и приемы, демонстрируют невиданную ловкость и бесстрашие, великолепную физическую подготовку и настоящую грациозность движения.
В наше время у гимнастики много лиц. Неисчерпаемый арсенал упражнений, которые включает в себя гимнастика, послужил строительным материалом для большого количества физических дисциплин. А многообразие вариаций развивающих и прикладных физических упражнений позволяет возвести гимнастику в ранг матери всех современных видов спорта. Нет практически ни одного спортивного направления, в котором бы не использовались техники и приемы, почерпнутые из мировой практики гимнастики.
В профессиональном спорте гимнастика представляется в трех видах: художественная гимнастика, спортивная гимнастика и акробатика. Включает в себя мужские и женские соревнования, проходящие как по отдельным видам дисциплин – вольные упражнения на ковре, опорный прыжок, упражнения на снарядах — кольца, конь, брусья, перекладина — для мужчин, и упражнения на разновысоких брусьях и бревне для женщин, так и по всем дисциплинам сразу.
C недавнего времени и у жителей города Алматы появилась возможность присоединится к братии гимнастов. Недавно открывшаяся Алматинская Молодежная Федерация Гимнастики имеет честь предложить всем желающим заняться этим великолепным видом спорта. Критерии набора в секции достаточно широки, чтобы представители всех возрастов могли испробовать свои силы. Помимо того, как прикладной вид гимнастического направления, в Федерации присутствуют секции по паркуру. Паркур и гимнастика в Алматы с каждым днем набирают все больше и больше оборотов, привлекая в ряды своих приверженцев людей, которые не боятся открывать в себе силу, грацию и решимость брать верх над любыми преградами.

Терминология спортивной гимнастики

Как и в любом другом виде спорта, так и в гимнастике существует своя определенная терминология. Большинство названий элементов не будут понятны человеку, не занимающемуся гимнастикой, но основным понятиям можно дать вполне доступные пояснения.

Хват – способ держания спортсменом гимнастического снаряда во время работы на нем.
Вис – положение тела спортсмена, когда линия хвата находится выше линии плеч.
Упор – положение тела спортсмена, когда линия плеч находится выше точек опоры.
Мах вперед – маятникообразное движение телом или конечность в сторону лица.
Мах назад – то же самое, только в противоположном направлении.
Подъем – способ перемещения тела из более низкого упора в более высокий упор, либо из виса в упор. Выполняется за счет маха вперед или назад, силового рывка, толчка, разгиба тела, переворота силой.
Переворот – вариация полного вращения тела вперед либо назад, с опорой на руки или без опоры на руки.
Оборот – вариация полного оборота тела, при котором оборот совершается вокруг оси гимнастического снаряда, точки упора. Заканчиваться может либо в положении виса, либо в положении упора.
Большой оборот – вариация оборота тела, при котором оборот совершается вокруг оси гимнастического снаряда, точки упора. Заканчивается в положении стойки на руках, либо в положении, когда центр тяжести тела максимально удален от точки упора.
Перемах – вариация маха одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом, не отпуская рук, отпуская одну или обе руки сразу.
Круг – вариация кругового движения ногами над гимнастическим снарядом, включающая в себя два сделанных подряд перемаха обеими ногами с возвращением в изначальное положение.
Перелет – вариация перемещения тела из упора или виса на одной стороне снаряда в вис или упор на другую сторону снаряда. Для женщин эта вариация применима только в случае использования разновысотных брусьев.
Подлет – вариация выполнения какого-либо элемента в конечной стадии маха на гимнастическом снаряде, с последующим повторным возвращением в вис или упор.
Группировка – положение тела, когда тазобедренные и коленные суставы максимально согнуты, руки зажимают голени, а голова прижата к груди.
Группировка согнувшись – положение тела, когда тазобедренные суставы максимально согнуты, колени распрямлены, руки обхватывают бедра с внешней стороны, а голова прижата к груди.
Группировка прогнувшись – положение, когда тело сохраняется выпрямленным или слегка прогнутым.
Сальто – акробатический элемент. Выполняется как вперед и назад, так и в бок. Есть разновидности махового сальто, когда сальто выполняется за счет маха ногой, и равнотолчкового сальто, когда толчок производится за счет двух ног. Выполняется во всех трех видах группировки.
Фляк – акробатический элемент. Переворот назад с упором на руки. Во время выполнения разделяется на две фазы. Первая фаза – прыжок назад с прогибом в спине и становлением рук в упор. Вторая фаза – толчок с рук, находящихся в упоре, и резкий сгиб тела в районе тазобедренных суставов.
Пируэт (винт) – сальто прогнувшись с поворотом вдоль оси тела на 360 градусов. Соответственно поворот на 180 градусов – пол пируэта, на 540 градусов – полтора пируэта, на 720 градусов – двойной пируэт. Выполняется вперед и назад.
Угол (уголок) – положение тела в висе или упоре, когда ноги находятся по отношению к туловищу под прямым углом.
Крест – положение тела в упоре на кольцах, когда упор осуществляется за счет разведенных в стороны рук.
Шпагат – положение сидя, когда ноги максимально разведены и опора осуществляется на всю их поверхность. Может быть продольным – одна нога выдвинута вперед, а другая назад, или поперечным, когда обе ноги раздвинуты в стороны.
Элемент – часть какой-либо комбинации упражнений, либо самостоятельное упражнение, не требующее подводящей комбинации. Имеет четкую структуру выполнения – начальная фаза, основная фаза, конечная фаза.
Соединение (комбинация) – совмещение двух или более элементов, при исполнении которых, предшествующий элемент осложняет либо облегчает выполнение последующего элемента.
Рабочие упражнения – сочетание комбинаций элементов, построенное на взаимосвязанной структуре. Комбинации соединяются в единую цельную композиционную картину. Точно так же, как и отдельные элементы имеют начальную фазу, основную фазу и завершающую фазу. При работе со снарядами – это заход на снаряд (начальная фаза), отработка основной программы (основная фаза), и соскок (финальная фаза). Могут иметь колеблющуюся сложность, как в отдельных видах элементов, так и в целом.

Уже с давних времен в спортивной систематике обозначения новых гимнастических элементов принято правило о присуждении новому элементу имени гимнаста, его впервые исполнившего. Таким образом, на данный момент названий элементов много. Вот лишь некоторые из них: «Азарян», «Диомидов», «Хонма», «Кенмоцу», «Люкин», «Шишова», «Ткачев», «Дельчев», «Хейли», «Юрченко», «Ковач», «Мадьяр», «Шальдер», «Цукакара»…

Порядок проведения соревнований по спортивной гимнастике

До 1960 года система проведения соревнований отличалась от нынешней тем, что в программе были определены конкретные виды упражнений для всех гимнастов. Таким образом, существовала обязательная для всех программа и одно произвольное упражнение, которое гимнаст был в праве составить себе самостоятельно. Обязательная программа составлялась членами Международной федерации гимнастики.
Как вы поняли, сегодня такую систему уже не применяют. Гимнастам была предоставлена возможность самостоятельно выбирать и компоновать свои упражнения во всех дисциплинах.
На Олимпийских играх, Международных соревнованиях и чемпионатах мира соревнования проходят в четыре этапа:

  • Этап первый.
    Квалификационный отбор. На нем проводятся соревнования для всех участников по всем видам дисциплин (многоборье). В результате этих соревнований отбираются участники, проходящие в дальнейшие туры.
  • Этап второй.
    Финальные соревнования по многоборью. В них участвуют максимум по три представителя от каждой страны, показавшие лучшие результаты на квалификационном отборе. Результаты этих соревнований выявляют абсолютных чемпионов по многоборью.
  • Третий этап.
    Финальные соревнования по отдельным дисциплинам. В них могут участвовать максимум по два представителя от каждой страны, которые показывали лучшие результаты на отдельных снарядах в квалификационном отборе. Результаты выявляют абсолютных чемпионов по отдельным дисциплинам.
  • Четвертый этап.
    Финальные соревнования по командному первенству в многоборье. Участвуют в них команды 6 стран, показавшие самые лучшие результаты в ходе квалификационного отбора. Результаты выявляют победителей в командном первенстве, а остальные команды, начиная с седьмого места, распределяются по местам по результатам квалификационных соревнований.

Все четыре этапа проходят абсолютно одинаково, как для женщин, так и для мужчин.

Как правило, в соревнованиях меньшего масштаба судейская комиссия ограничивается только первым этапом для выявления чемпионов во всех видах первенства. Хотя бывают и исключения. В конечном итоге весь процесс соревнования соответствует регламенту проведения конкретных соревнований.

Перед выступлением каждому гимнасту отводится время на разминку. Если участников команды 8, то сначала предоставляется время для разминки первым четырем, а второй четверке только после того, как первая четверка пройдет соревнования. Для мужчин порядок соревнований проходит таким образом: вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, упражнения на брусьях и на перекладине. Для женщин – опорный прыжок, упражнения на брусьях, на бревне, вольные упражнения.

Упражнения в разных дисциплинах

Вольные упражнения.
Выполняются на специальном настиле коврового или синтетического типа. Покрытие амортизирующее и имеет несильные толчковые свойства. Упражнения сочетают в себе комбинации элементов, танцевальные движения, связочные и отдельные акробатические элементы. Могут содержать махи, перевороты, статические положения, махи из упоров, вращения с упором на руки или ноги. Продолжительность для мужчин – 50-70 секунд, для женщин – 70-90 секунд. Женские вольные упражнения выполняются под музыку – инструментальная фонограмма без участия голоса.

Опорные прыжки.
Выполняются через специальное опорное устройство. Длина разбега до опорного устройства – 25 метров. Для женщин высота опорного устройства – 120 см, для мужчин – 135 см. Перед опорником находится толчковый мостик. Его высота равна 20 сантиметрам. Толчок о мостик может осуществляться тремя разными способами. Первый вариант – прямой толчок, когда на поверхность мостика гимнаст приходит двумя ногами без каких-либо дополнительных элементов. Второй вариант – переворотный толчок, когда гимнаст перед тем, как оттолкнуться от мостика выполняет переворот или сальто. Третий вариант – рондатный толчок, когда гимнаст выполняет перед наскоком на мостик рондат. Как до, так и после упора на руки может быть выполнен переворот или сальто.

Упражнения на коне.
Выполняются на коне, в положении упора руками в поверхность коня, либо в ручки коня. Совершаются различные махи, обороты, перевороты, статичные упоры, круги с упором на руки. Весь ряд движений происходит слитно, таким образом, что каждое предшествующее движение переходит в последующее.

Упражнения на кольцах.
Выполняются за счет махов и силой. Содержат перевороты, махи, упоры, подъемы, обороты, выкруты. Статические положения – стойки на руках, кресты, горизонтальные висы, такие как горизонт, с различными вариациями положения тела, углом, прямым телом, прогнувшись. Большинство элементов выполняется через упор на руки.

Упражнения на брусьях (мужские).
Выполняются за счет махов и силой. Содержат перевороты, махи, в меньшей степени упоры, подъемы, повороты, круги, выполняемые, как одной, так и двумя ногами. Упоры выполняются только в виде стоек на руках, углов и горизонтальных вариаций упоров.

Упражнения на перекладине.
Все элементы и комбинации выполняются в основном махом и в меньшей степени силой. Содержат махи, перевороты, обороты, вращения и большие обороты.

Упражнения на брусьях (женские).
Выполняются так же, как и мужские упражнения на перекладине в основном махом. Содержат махи, перевороты, обороты, большие обороты, вращения, перелеты с одной жерди на другую и через жерди.

Упражнения на бревне.
Выполняются за счет переворотов, сальто, махов, силовых статических упоров. Содержат наряду с сальто и переворотами танцевальные движения.

Заканчивается упражнение, как правило, сложным эффектным соскоком, сальто или переворотом. Соскок могут сопровождать подводящие элементы, затрудняющие либо облегчающие его выполнение.

Оценка выступления гимнаста

В отличие от многих других видов спорта в гимнастике очень сложная судейская оценочная система. Для того, чтобы хорошо судить гимнастику, нужно знать ее, чувствовать и понимать. На это способен только тот человек, который имеет большой опыт собственных тренировок, ведения тренерской деятельности и, непосредственно, самого судейства.

Оценивается в упражнении его сложность и композиция. Для упрощения разбивки элементов по сложности исполнения членами Международной федерации гимнастики был разработан специальный перечень, определяющий элементы и связки элементов по специальным категориям сложности. Всего категорий 5 – А, B, C, D и Е (Е – самая сложная категория). И для мужчин и для женщин существует определенная «формула сложности». Таким образом, у мужчин это – 1D+2C+2B+4A, а у женщин – 1D+2C+2B+1А. Цифра перед буквенным обозначением категории обозначает количество элементов. При выполнении вышеперечисленного перечня элементов в упражнении мужчины получают 8,6 баллов, женщины – 9,0 баллов. Если элементы какой-либо из категорий в упражнении отсутствуют, то оценка снижается в зависимости от сложности элементов.

Общая оценка за выступление может увеличиваться вплоть до 10,0 баллов. Такие оценки могут получать спортсмены, выполняющие элементы групп D (в большем количестве, чем предусматривает «формула сложности»), Е и супер E (только для мужчин).

Если спортсмен во время выступления нарушает композицию упражнения (не выполнение специфических требований к построению упражнения) или нарушает его целостность, то оценка снижается на 0,1-0,2 балла.

Также оценка спортсмена снижается в случае нарушения им технических норм, предусмотренных для выполнения тех или иных элементов и связок. В случае мелких ошибок снимается 0,1 балл, средних и значительных – 0,2 балла, серьезных и грубых – 0,4 балла, а за падение со снаряда или после выполнения акробатической связки или отдельного акробатического элемента – 0,5 баллов. Также после падения с любого элемента оценка за него не начисляется вовсе.

Общая оценка выступления рассчитывается из показателей оценок всех судей. Вычисляется среднеарифметическое значение и присуждается спортсмену, как результат, не подлежащий изменению.

Заключение

Просматривая современные соревнования по гимнастике, невольно возникает мысль о том, что те элементы и связки, которые исполняют профессиональные гимнасты, требуют исключительной подготовки и выдающихся спортивных данных. Конечно же, с этим не поспоришь. Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в арсенале гимнастики существуют тысячи развивающих упражнений, подходящих представителям абсолютно всех возрастов. Так что, если вы все-таки решитесь на то, чтобы попробовать свои силы в гимнастике, то не пугайтесь сложных и опасных элементов. И двойное сальто, и пируэты и прочие сложнокординационные упражнения никто не умеет делать с рождения. Абсолютно каждому человеку приходится проделать долгий и сложный путь, чтобы вступить в ряды ловких и смелых.
А теперь и вас появилась такая возможность. Алматинская Молодежная Федерация Гимнастики (АМФГ) приглашает вас в свои секции. Опытные тренера сумеют научить вас всему тому, чему вы уже давно хотели научиться, а выполнение сальто и прочих финтов добавит вам жизненной уверенности в своих силах и умение преодолевать любые препятствия на пути к поставленной цели. С появлением АМФГ у вас появилась также и возможность заняться паркуром. Паркур – это современный взгляд на гимнастику, как вольную городскую дисциплину. Вы получите возможность освоить экстремальные и сногсшибательные трюки в безопасных условиях гимнастического зала, научится прыгать акробатические элементы, начиная с элементарных переворотов через руки и заканчивая элементами высочайшего класса, такими, как джуанти, пируэты и корки. Кроме того, вы получаете возможность позаниматься паркуром на улицах Алматы и испробовать на практике, полученные в гимнастическом зале, навыки под руководством опытных тренеров.

Дарья Егорова